Хунчуань тайцзи 洪传太极

Материалы > Краткое описание Тайцзи

Материалы

Дословно тайцзи-цюань — кулак тайцзи. Кулак здесь — синоним единоборства. В развернутом переводе получится «боевое искусство по принципам тайцзи».

Тайцзи-цюань — боевое искусство, по сути занимающее наивысшее место в ряду китайских школ единоборств. Но в реальности на исключительный уровень мастерства в нем выходили единицы. После популяризации тайцзи-цюаня количество таких мастеров увеличилось ненамного.

Важнее понять, как появился столь уникальный вид единоборства. Проследить это довольно сложно. Я не верю в версии, по которым тайцзи-цюань «вдруг возник в чьей-то гениальной голове». Люди накапливали опыт единоборств — причем, скорее всего, те, которые не обладали большой физической силой. Им хотелось найти способы, с помощью которых слабый сможет одолеть сильного, медленный победит быстрого, а старый справится с молодым. И на этом пути появились так называемые внутренние, мягкие стили, которые использовали все, что помогало продвинуться в этом направлении — к примеру, толкание жерновов или набирание воды из колодца — обычные бытовые ситуации. Человек, который целыми днями этим занимался, пытался найти оптимальный вариант, чтобы не уставать — то есть искал возможность эффективно работать с минимальными затратами энергии. А если при этом он занимался единоборствами, то пытался найденное в этом действии перенести и в искусство поединка. Мне кажется, что накопление такого опыта сыграло большую роль, чем любые, пусть и гениальные, догадки. Это способность за счет мягкости одолеть твердое, например. С помощью оптимальной конструкции опорной структуры, более тонкой системы передачи энергии и ее наименьшей затраты, наиболее эффективного физического действия.

Ну и, конечно, люди всегда стремились к здоровью. Они искали контакты между оздоровительными методами в китайской медицине и своим видом боевого искусства. Были различные традиционные внутренние практики, носящие ныне общее название «цигун» — это тоже работа с внутренними энергиями, но не боевого направления. И те, кто одновременно занимался и оздоровительными внутренними практиками, и единоборствами, перенимали что-то из них во внутренние боевые стили.

Кроме того, вся китайская культура была взаимосвязана, организована на одном принципе, на одной схеме — например схеме Книги перемен. Образованные люди искали связи между И-Цзин и определенными видами единоборств, а это уже выводило на сочетание боевого искусства с основными китайскими философскими категориями. Причем таких категорий могло быть много — даосских, конфуцианских, буддийских. Все это постепенно просачивалось в единоборства и обогащало их. А так как в тайцзи-цюане ведущим был объявлен принцип тайцзи, то все уже складывалось, переплавлялось, настраивалось на него, образуя собственный сплав как из боевых, так и из различных не боевых учений, таких как медицина, философия, даосская алхимия, буддийские практики. Проводились даже параллели с каллиграфией, с изобразительным искусством. Принималась во внимание теория биоритмов. Все, что возможно, в Китае всегда пытались слить в один предмет так, чтобы он отвечал основным принципам (здесь — тайцзи), и в тоже время впитывал в себя традиционную культуру. В тайцзи-цюане мы видим идеальный синтез китайской культуры, выраженный в единоборстве.

 

Автор: Александр Будко

 

На фото Александр Будко с Учителем и другими учениками