Хунчуань тайцзи 洪传太极

Упражнения > Базовые упражнения

Базовые упражнения

 

Базовые упражнения Хунчуань.

 

 

Хунчуань имеет небольшое количество базовых упражнений, которые достаточно сложны. По традиции, на их проработку отводится не менее полугода каждодневной практики, и без освоения данных упражнений не приступают к изучению основных комплексов Хунчуань и прочих практик стиля. Наиболее сложные базовые упражнения это "Спиралевидное кручение нити" - прямое и обратное. При этом остальные базовые упражнения являются подготовкой к правильному выполнению "Спиралевидному кручению".

 

Мастер Лю Чэндэ (刘成德), демонстрирует базовые упражнения и их применение:

 

 

Перевод В.Нестерова

 

Обяснение методов круговой тренировки одной руки(单手圈的练习方法)

 

1.Тренировочные методы правой руки в прямом вращении 右正手圈的练法 :

 

Обе ноги стоят на ширине плеч в естественном положении. Левая кисть естественно расслаблена и может быть либо поднята вверх, либо может сжимать пространство на пояснице. Правая кисть следует за поворотом поясницы на 45º и проходит по дуге перед грудью с раскрытием наружу и вверх. (При этом) осуществить расслабление плеча и опадение локтя, а кончики пальцев находятся на уровне глаз. Во время этого правая рука по отношению к туловищу занимает положение под углом 120º (смотри рис.1-1)

 

Рис.1-1

Затем тело поворачивается влево и наступает вперёд шагом правой ноги, образуя, таким образом, правостороннюю стойку цэ мабу 侧马步 фиксирует позицию. Правая кисть «обрушивается» вниз и подбирается к себе перед правой стороной груди, ладонь направлена по диагонали влево вверх, а кончики пальцев – вправо вперёд вверх (смотри рисунки 1-2, 1-3).

Рис.1-2

 

Рис.1-3

Следуя за поворотом тела вправо, кисть перед солнечным сплетением вращается вокруг своей оси "против чань"(ни чань逆缠, проходит через подбородок по диагонали вправо, при этом кисть ведёт локоть, локоть ведёт плечо и поворачивается вверх, переводя средний палец на высоту глаз. Снова следуя за поворотом тела влево, тут же, расслабить плечо, погрузить локоть, а кисть изменяет вращение вокруг оси на шунь чань 顺缠, проходя через направление наружу вниз, локоть подбирается к себе и приклеивается к боку (области рёбер). Затем предплечье и кисть, следуя за вращением тела, возвращаются в положение перед грудью и кстати завершают круговое действие первого круга одной кисти. Форма этого круга подобна куриному яйцу, где острый конец яйца - внутри, а тупой – снаружи. Кончики пальцев, тем не менее, нужно поднять вверх по диагонали и нельзя свешивать вниз.Добиваться, чтобы кисти целиком находились в процессе вращения. (Если) раскрытие наружу, то всего лишь на уровне глаз, а если подбирается внутрь, то всего лишь на уровне пупка и перед пупком на движение вперёд, подобно методам движения правой и левой кистей в форме Облачные руки Юнь шоу 手法 переключается. Тело в окончании действия как раз завершает вращения влево и вправо под углом 45º(смотри рис.1-3,1-4).

 

Рис.1-4

2. Тренировочные методы обратного вращения правой кистью:

 

Тренировочные методы прямого вращения в круге левой кисти: абсолютно сходны с кругами вращения правой кисти, только лишь наоборот.

Обе ноги стоят на ширине плеч в естественном положении, левая кисть естественно расслаблена и может быть либо поднята вверх, либо может сжимать пространство на пояснице. Правая кисть «обрушивается» вниз с вращением "против чань" ни чань 逆缠 и следует за поворотом тела вправо и располагается у правого бедра.

 

Рис.1-5

Затем тело поворачивается влево и с наступающим шагом, образует таким образом правостороннюю стойку цэ мабу 侧马步 фиксирует позицию, кисть меняет вращение на шунь чань顺缠. Во время подбирания к себе снаружи внутрь кончик локтя, обязательно следует идти с подбиранием и поворотом внутрь вверх к соску груди. Затем, изменяя вращение на ни чань 逆缠, локоть подбирается к себе и «приклеивается» к области рёбер. Кисть переворачивается перед солнечным сплетением и снова кисть ведёт локоть, локоть ведёт плечо, проходя через внутреннюю сторону бедра по диагонали с поворотом вверх влево или вправо, достигает уровня глаз, где и завершается круг движения обратного вращения. Этот круг подобен куриному яйцу – острый конец на высоте снаружи, а тупой конец внизу внутри. Форма «Руки крестом» Шицзы шоу十字手 и является этой разновидностью метода рук шоуфа手法. Тело как раз и завершает повороты один влево, один вправо, все под углом 45º.

Рис.1-6

Рис.1-7

Рис.1-8

Комментарии: Во время тренировки кругов одной рукой следует серьёзно обратить внимание на взаимодействие вращения обеих ног и туловища, чтобы поясницей управлялись действия достигающие суставов и пронизывающие их, сердцем двигать энергию ци, энергией ци двигать тело. Чэнь Синь 陈鑫: «Обе кисти в равной степени используют центр, как границу и каждая левая и правая кисти все контролируют половину тела».

 

Перевод осуществлён В.Нестеровым 1.11.2019

 

Базовая работа метода рук в тайцзицюань стиля Хун – нормативные движения прямого круга рук (洪式太极拳手法基本功—— 正手圈规范动作).

 

Круг кручения спиралевидной нити бывает большим и малым. Большой круг уступает среднему кругу, когда от очень малого переходят к его отсутствию, только тогда и узнают это подлинное чудо. Господин Хун говорил: «Не что иное, как круг одинаков с тайцзи, которое безмерно и является бесконечно малым кругом (无非一圈一太极,其大无外,其小无内之圈也)». Господин Хун обобщил базовую работу рук в тайцзицюань как прямой круг рук (чжэн шоу цзюань正手圈) и обратный круг рук (фань шоу цзюань 反手圈), что для последователей создало золотой ключ для входа в большие врата тайцзицюань. Данная статья является нормативным методом тренировки прямого круга рук.

 

Прямой круг рук (чжэн шоу цзюань 正手圈).

Предположим, в упражнении используется правая кисть (аналогично и левая) (в итоге анализируется пять движений), где её маршрут будет описан ниже: Высота кисти достигает уровня правого уголка глаза, помещаясь перед грудью под углом 45°. Позиция готовности (юй бэй ши 预备式) (смотри Рис.2-1).

Позиция готовности (юй бэй ши 预备式). Рис.2-1.

Действие 1: Тело поворачивается влево, расслабить плечо и погрузить локоть так, чтобы он приклеился к рёбрам, предплечье идёт с вращением шунь чань (顺缠) наружу вниз по дуге, пальцы подняты вверх. Что схоже с методом пэн (掤) боком первого движения третьей формы Лю фэн сы би (六封四闭) первого комплекса и формы Ю дань юнь шоу (单云手) второго комплекса и тому подомному. Допустим, что рука противника находится под моей рукой снизу, что удобно для метода люй (捋法), например метод люй с поворотом тела влево третьего движения формы Лю фэн сы би (六封四闭) (смотри Рис.2-2).

Рис.2-2

Действие 2: Тело продолжает поворачиваться влево, кисть следует за поворотом тела влево и подбирается к себе перед солнечным сплетением, пальцы направлены вверх, выемка в центре ладони наискосок к солнечному сплетению, где рука выступает в качестве метода пэн (掤), а плечо и бедро в качестве метода као (靠). Что сходно с полукругом вниз третьего движения Лань ца и (拦擦衣). (Не обязательно соблюдать шунь чань или ни чань при подбирании руки к себе, что и при подбирании выемки в центре ладони кисти наискосок к солнечному сплетению, пальцы направлены вверх, рука в равной степени выступает в качестве метода пэн, а плечо и бедро в качестве метода као). Должным пониманием является - поворот влево второго действия, левому плечу и левому бедру не разрешается большой поворот. Левое плечо тут же должно соединяться с левым бедром. Амплитуда поворота плеча влево не должна превышать 15°, что формирует уходящую вправо силу-ли, где теперь формируется как правило объёмная форма и угол, правая область поясницы не только не разрешается быть вогнутой двигаясь туда сюда, а бедро в большей степени следуя за поворотом тела влево формирует силу-ли наступления вправо вперёд (смотри Рис.2-3).

Рис.2-3

Действие 3: Тело слегка поворачивается влево и слегка тут же сменяется на поворот вправо, кисть шунь чань следуя за поворотом тела влево с подпиранием вверх, легонько выступает в качестве метода ле (挒), что сходно с методами ле (挒), као (靠), чжоу (肘), цзи (挤) и ань (按) двадцать девятой формы первого комплекса Шан юнь шоу (上云手). (Здесь для левой кисти. Метод чжоу (肘) используется, где одинаково используется и предплечье. Словно противник боком соприкасается со мной слегка наклонившись вперёд, а с моей стороны в методе чжоу предплечье использует ни чань (逆缠). Соприкасающийся со мной человек, который отклонён назад, тут же использует шунь чань (顺缠). Не обязательно придерживаться шунь и ни чань (顺缠) предплечья, запястье необходимо слегка поднять вверх и нельзя свешивать вниз. Ещё имеется фраза носящая имя - «удар локтем таков, что его не видно (да чжоу бу цзянь чжоу打肘不见肘)», что является разъяснением того, что нельзя поднимать локоть высоко или локоть не отходит от рёбер для одиночного удара и поэтому всё тело выпускает силу-цзинь сильным расслаблением и погружением). Метод ле одной кисти вместе с методом као походит на третье действие тринадцатой формы Ю чжуань шэнь дао дуй (右转身捣碓),

рисунок к третьему действию опущен.

Действие 4: Кисть продолжая движение перед грудью под углом 45°, идёт вправо вперёд и вверх по дуге выступая в качестве метода ань (按). Кисть сменяет движение с шунь чань (顺缠) на ни чань (逆缠) и должна изменяться вслед за трансформациями поясницы, что не является отдельным переворачиванием кисти, а является движением кисти по форме латинской буквы «s» (основываясь на том, что есть левая и правая кисти, то по указанной причине имеется разделение на прямую латинcку букву «s» и её зеркальное отражение - строчную русску букву «г»)(смотри Рис.2-4).

Рис.2-4

Рис.2-5

Действие 5: Тело по-прежнему поворачивается вправо, кисть продолжает двигаться вправо вперёд и вверх по дуге, кисть ведёт локоть, локоть ведёт плечо и возвращается на прежнюю величину угла, выступая в качестве метода цай (採). Что походит на второе действие шестой формы первого комплекса Бай хэ лянь чи (白鹤亮翅) и третье действие Дао дуй №1 (第一捣碓) и тому подобному. Графическое изображение пути после завершения прямого круга кисти (руки), такое же, как овал куриного яйца, тупой конец находится с наружи, а острый конец внутри (смотри Рис.2-6).

Рис.2-6